Статті журналу


Вторая жизнь упаковки



В прошлом году компания The Coca-Cola Company объявила о своей стратегии «Мир без отходов». Целью этой стратегии являются сбор и переработка такого количества упаковки, которую компания выпускает на рынок к 2030 г. Эту глобальную цель по всему миру компания реализовывает совместно с компаниями-ботлерами. Об успехах и будущих планах в рамках экологической стратегии рассказал Зоран Богданович, исполнительный директор Coca-Cola HBC, одной из крупнейших в мире компаний-ботлеров продукции под торговой маркой The Coca-Cola Company.

Упаковке – вторую жизнь

Прошлогодний Всемирный день окружающей среды прошел под девизом «Бой загрязнению пластиком». С ростом потребления напитков растет количество отходов пластиковой упаковки. «Почему бы вам не перестать использовать пластик?» – такой вопрос часто задают нашей компании, – рассказывает Зоран Богданович, исполнительный директор Coca-Cola HBC. – Но на сегодня пластик является одним из лучших упаковочных материалов, которыми мы располагаем: он безопасен, гигиеничен, долговечен, гибок, пригоден для повторного использования и переработки, а его производство и транспортировка не оказывают значительного воздействия на окружающую среду. Проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, возникают в основном после использования пластиковой упаковки – она либо лежит на свалке, либо накапливается в виде мусора в окружающей среде. Однако эту проблему можно решить. Если мы сможем получить обратно достаточное количество качественных отходов упаковки, то они станут ценным сырьем для вторичной переработки и повторного использования. При современном темпе развития технологий мы сможем сделать этот процесс более эффективным. Наша компания занимается розливом, продажей и запуском брендов напитков на 28 рынках. Мы понимаем, в чем суть проблемы управления отходами упаковки и какова наша роль в решении этой проблемы».

Совместно со своим стратегическим партнером The Coca-Cola Company компания приступила к реализации комплексной многолетней стратегии, которая призвана помочь решению проблем, связанных с отходами упаковки. Целью этой стратегии – «Мир без отходов» – являются сбор и переработка такого количества упаковки, которую компания выпустит на рынок к 2030 г.  «Первым шагом в этом направлении стало то, что Coca-Cola HBC в прошлом году объявила о ряде обязательств, которых нужно достичь к 2025 г. и которые призваны обеспечить дальнейшее управление устойчивым развитием на всех уровнях нашей компании, – подчеркивает Зоран Богданович. – Среди этих обязательств – обеспечение 100% переработки потребительской упаковки; увеличение объема переработанного пластика в упаковке, а также обязательство по сбору 75% тары, используемой для наших напитков».

Переработка на 99%

Зоран Богданович подчеркнул, что в намеченном стратегией направлении компания продвинулась уже довольно далеко. Например, 99% упаковки, которую использует компания в настоящее время, может быть переработано. Также недавно были найдены пути для дальнейшего улучшения этого показателя – изменения структурных свойств упаковки так, чтобы они соответствовали существующим технологиям переработки. Например, достичь этого можно заменой неперерабатываемых компонентов упаковки на перерабатываемые, изменением состава красителей, преформ, способов нанесения информации на упаковку и других приемов.

«С целью достижения более значимого эффекта в использовании большего количества переработанного ПЭТ мы объединились с другими компаниями, чтобы получить легкий доступ к технологиям переработки ПЭТ и наладить тесный контакт с его поставщиками, – объясняет Зоран Богданович. – Например, в Австрии совместно с другими производителями товаров повседневного спроса мы инвестировали в завод по производству вторичного ПЭТ. Доля нашей компании составляет 20%. В этом году завод помог наладить поставки воды нашего австрийского бренда Römerquelle в бутылках, изготовленных на 100% из переработанного ПЭТ. Недавно мы заявили, что отныне каждая бутылка воды нашего ирландского бренда Deep River Rock будет также изготавливаться из 100% переработанного ПЭТ. За этим примером последуют другие бренды воды, например, те, которые продаются в Швейцарии. В этом году мы также увеличим до 50% содержание переработанного ПЭТ, который идет на изготовление бутылок Coca-Cola и Coca-Cola Zero в Швейцарии и Австрии. Одновременно мы продолжаем наращивать возможности в области вторичной переработки по всем продуктам нашего портфеля и на всех 28 рынках».

Успешные практики

В 2018 г. на уровне группы Сoсa-Cola HBC в среднем было собрано 45% отходов упаковки для последующей переработки. «Мы внедрили несколько замечательных инициатив, чтобы повысить этот показатель по нашим рынкам, – приводит примеры Зоран Богданович. – В Нигерии в партнерстве с местными промышленными компаниями и заинтересованными сторонами мы помогли основать первую организацию по переработке упаковки. Более того, мы поддержали проекты по улучшению сбора использованной упаковки в ряде других стран, такие как проект сбора ПЭТ Act with imPETus в Польше и пилотный проект раздельного сбора мусора в Украине. Мне очень приятно видеть, что здесь, в Украине, наши сотрудники активно участвуют в экологических мероприятиях. Я был впечатлен тем, что в апреле Весенняя толока Coca-Cola #МирБезОтходов объединила более 1000 наших сотрудников с семьями в 25 городах Украины. Собранные и отсортированные во время акции отходы – а это более 12,5 тонн пластика, стекла, бумаги – отправили на переработку. Время, уделяемое волонтерской работе, подчеркивает личную заинтересованность наших сотрудников в том, чтобы вокруг было меньше мусора».

Компания Coca-Cola HBC совместно работает с другими компаниями, заинтересованными сторонами, поддерживая различные системы сбора пластика, меры по восстановлению упаковки и системы использования многооборотной тары.  «Дополнительно мы используем еще 19 разных систем управления отходами упаковки, применяемых на наших рынках, – конкретизирует Зоран Богданович. – У нас действует общегрупповая политика в области упаковки и переработки отходов. Этой политикой руководствуются наши подразделения в каждой отдельной стране».

В дополнение…

… к усилиям компании в сфере переработки упаковки обязательства Coca-Cola HBC в области устойчивого развития на период до 2025 г. охватывают также вопросы по сокращению выбросов в атмосферу, ответственному водопользованию, питанию и улучшению благосостояния сотрудников и местных сообществ. «Мы знаем, что многое еще предстоит сделать, и мы продолжаем работать совместно с научными и исследовательскими организациями в поисках альтернативных решений, – резюмирует Зоран Богданович. – Мы уверены, что по мере развития технологий, повышения осведомленности общества, производства новых и более качественных перерабатываемых упаковочных материалов мы сумеем повысить стандарты экологической устойчивости и вдохнуть новую жизнь в материалы, которые мы используем сегодня».