Статті журналу


Упаковка как часть стратегии устойчивого развития



Стратегия устойчивого развития включает различные программы. Как эти программы реализует компания Eskaro в Украине (подразделение «Eskaro Group AB» в Украине, г. Одесса), и какие требования предъявляются к поставщикам упаковки, рассказал Александр Алексеев, директор отдела развития


Какие принципы лежат в основе стратегии развитиявашей компании?

Александр Алексеев: Группа компаний «Eskaro Group AB» постоянно ведет работу по реализации стратегии Устойчивого Развития.) Термин «устойчивое развитие» (sustainable development) получил широкое распространение с 1987 г., когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Ключевая суть стратегии устойчивого развития: у нас общее будущее, поэтому нынешнее поколение должно удовлетворять свои потребности без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Концепция устойчивого развития объединяет три основные составляющие: экономическая, социальная и забота об окружающей среде. Мы декларируем свои стремления и обязательства в рамках этих трех основных направляющих:

• экономическая – это стабильное развитие бизнеса, постоянное повышение качества работы, инвестиции в научно-техническое развитие и производство, ориентированные на экологию;

• социальная – это формирование сознательного отношения к качеству жизни, улучшение условий труда и мотивации своих сотрудников, обеспечение равных возможностей в развитии разных регионов;

• забота об окружающей среде –  это пропаганда принципа разумной достаточности и рационального использования природных и человеческих ресурсов.

Какова программа экологической безопасности вашей компании? Как эта программа реализуется?

А.А.: С самого начала идея построения нового завода в Украине основывалась на принципах безопасности окружающей среды и здоровья человека. Украинский завод производит лакокрасочную продукцию только на водной основе.

В ассортименте нет ни одной позиции на органических растворителях. Сам завод, техническое оснащение производства, технологический процесс, выбор поставщиков и проверка сырья, расходные материалы и готовая продукция отвечают нашим обязательствам рационального использования природных ресурсов и стремлению продавать продукцию, не опасную для здоровья человека. Продвижение экологически безопасных продуктов и решений, в сравнении со старорежимными хитами, вроде ПФ эмалей, это часть программы развития. Основной показатель решения такой задачи –это не только доля натуральных и водных продуктов в общих объемах продаж, но и показатель летучих органических соединений внутри самой продукции.

Еще в начале разработки нового продукта мы закладываем в параметры исследования нашей лаборатории определенные требования по безопасности продукта. Например, по уровню летучих органических соединений. В этом мы следуем регламентам и нормам, которые приняты в европейских странах.

После того, как продукт разработан и прошел все наши внутренние испытания, мы утверждаем его в нашем «Едином лабораторном центре», который находится в г. Таллине (Эстония).

Продукт еще раз проверяется по всем качественным параметрам, в том числе и на соответствие требованиям ЕС по экологии. Если продукт в какой-то части не будет отвечать европейским нормам, то в Украине он также не будет распространяться.

Сложность реализации Программы заключается в том, что наши «дружелюбные» продукты (как их называют в Европе), должны соответствовать ожиданиям рынка. Мы постоянно изучаем тенденции рынка и стараемся разработать продукты, которые будут интересны потребителям. Серьезные инвестиции направлены на замену устаревших, но привычных рынку лакокрасочных материалов на основе органических растворителей. Мы создаем аналоги таких продуктов, но на водной основе. Например, недавно мы вывели на рынок водоразбавимый паркетный лак и деревозащитное средство, которые по техническим характеристикам, лучше, чем алкидная продукция. При этом, удалось остаться в недорогом ценовом сегменте. Обычно, такие замены не выгодны компании с точки зрения маржинальности, т.к. дешевая органорастворимая продукция более рентабельна, чем ее водные аналоги.

Такие экономические риски – одно из подтверждений нашего серьезного отношения к развитию безопасных продуктов, любви к природе и к нам с вами. Мы верим, что жители Украины очень быстро осознают преимущества и получат удовольствие при использовании нашей «дружелюбной» продукции.

Логотип Eskaro в виде цветка и сопровождающая его пухленькая пчелка – символы отождествления с природой.

Как осуществляется контроль качества продукции на вашем предприятии?

А.А.: Контроль начинается с этапа вхождения сырья. Наш отдел контроля качества осуществляет проверку входящего сырья на соответствие спецификации поставщика нашим требованиям. При необходимости мы можем воссоздать продукт в лабораторных условиях, чтобы проверить, как определенный компонент работает в системе. Проверке подлежит абсолютно все, что поступает на завод и будет использоваться в производстве. В том числе – тара, упаковка, крышки, этикетки. Помимо входного контроля, осуществляется поэтапный контроль в ходе самого производства. Отдел контроля качества отбирает пробы продукции и проверяет на соответствие перечню утвержденных параметров качества. Это позволяет своевременно предупредить риски потери качества и безопасности, так как мы можем быстро отреагировать и остановить выпуск, в случае выявления несоответствий. И, конечно, проверку проходит уже готовый продукт. После этого дается разрешение на его фасовку. На финальном этапе контролируется упакованный продукт. Проверяется герметичность упаковки, ее внешний вид, вес и другие параметры. В обязательном порядке образцы всех серий и партий выпущенной продукции в течение их гарантийного срока хранятся в лаборатории отдела контроля качества.

Какие виды и типы упаковки использует ваша компания для всего ассортимента продукции?

А.А.: Так как вся выпускаемая продукция – краски, структурные материалы, штукатурки, грунты, лаки, средства для защиты древесины, шпаклевки, клеи и др., – это водорастворимые ЛКМ, мы используем только пластиковую упаковку.

Наибольшая доля – это конусообразные ведра. Также используем ведра других форм, емкости разной вместимости, канистры, бутылки. Тара наименьшей вместимости – 0,33 л, в которой сегодня выпускаются клеи и специальные добавки.

Какие тенденции рынка лакокрасочных материалов вызывают сегодня изменения требований к упаковке?

А.А.: Важная тенденция современного рынка – снижение себестоимости продукции, на фоне увеличения доли водоразбавимых ЛКМ. Мы не экономим на качестве своей продук ции, но ищем пути снижения ее стоимости за счет решений от наших поставщиков. В частности, мы ищем альтернативных поставщиков тары и упаковки, которые могли бы предложить нам продукцию по более низким ценам, но без потерь качества упаковки. В ряде случаев, это приводит к ужесточению требований к упаковке. Например, раньше мы формировали груз на паллетах в три яруса. Сегодня с целью экономии на затратах логистики мы формируем паллеты в 4-5 ярусов. Конечно, нагрузка на единицу упаковки увеличивается. Поэтому необходима упаковка с высокими характеристиками прочности.

Также хочу отметить, что растут требования по удовлетворению маркетинговых функций упаковки. Сегодня рынок лакокрасочных материалов развит, игроков много, ассортимент большой. Каждый владелец бренда хочет повысить узнаваемость своего продукта. Поэтому требования к внешнему виду упаковки стали выше. Например, в случае использования этикеток рынок совершил качественный переход от бумажной к IML-этикетке.

Каким критериям должен соответствовать поставщик упаковки с позиций требований вашей компании?

А.А.: При выборе поставщика мы ориентируемся на положительную историю компании, ее рейтинг, наличие сертификатов качества. Также для нас важно, чтобы компания-поставщик разделяла наши принципы стабильного развития и политику экологической безопасности. Важный критерий – наличие у поставщика нескольких производственных площадок. Например, наш партнер «Пласт-Бокс Украина» имеет заводы в Украине и в Польше. Это гарантия отсутствия сбоев в поставках упаковки. В случае каких-либо проблем на одном из заводов, поставщик может удовлетворить нашу потребность, используя ресурсы другого завода. Для группы компаний Eskaro также удобно, когда несколько заводов сотрудничают с одним поставщиком упаковки.

При выборе поставщика, для нас имеет значение предлагаемый ассортимент тары по вместимости – от нескольких сот граммов до нескольких десятков литров.

Отдаем предпочтение тем производителям упаковки, которые не стоят на месте, а постоянно развиваются. Такие поставщики не только выводят новинки, но улучшают и уже существующую упаковку: системы замыкания, ручки, внешний вид. Могут предоставить такие дополнительные услуги, как прозрачная тара, цветная, нанесение IML-этикетки на тару и крышку. Например, мы активно в 2015-2016 гг. стали использовать цветные крышки, чтобы дополнительно выделить свой продукт. Один из наших партнеров «Пласт-Бокс Украина» пошел нам навстречу и специально для нас разработал нужный цвет крышки, который совпадал с цветом нашей этикетки. За последний год, мы получили от поставщиков тары такую модернизацию, как обновленная конструкция ручек, линейку ведер с двойной окантовкой для надежной герметизации ведер, а также современные этикетки.

Поставщики, которые идут в ногу с развитием рынка, предлагают нам свои инновации в упаковке, что помогает нам улучшать собственный бизнес. Например, мы стараемся предложить потребителям продукт в удобной упаковке. Так обойные клеи наша компания стала фасовать в прямоугольные пластиковые ведра. Потребителю удобно использовать такой клей с помощью валика без переливания продукта в специальные емкости.

Еще ряд важных критериев – оперативность реагирования поставщика на наши потребности, скорость доставки, дополнительный сервис, например, отсрочка платежей, наличие складских запасов, готовность оперативно решать проблемы по рекламациям.

Все перечисленные критерии при выборе поставщика упаковки тщательно анализируются. Главное, чтобы поставщик следовал принципам устойчивого развития и экологической безопасности, как и Eskaro Group AB. Успех компании «Эскаро Колор» на рынке в немалой степени обязан поддержке партнеров в отрасли производства и продвижения строительной химии. Доля нашей компании в 2015-2016 гг. варьировалась с четвертого по шестое место среди производителей лакокрасочных материалов на водной основе.

Ольга Бут

Беседу вел Геннадий Кокин