Новости


Категорийный менеджмент – эффективный инструмент сотрудничества розничной сети и поставщика



В современной торговле все более важная роль отводится категорийному менеджменту (катмену) – управлению торговым ассортиментом при помощи разделения его на группы товаров (товарные категории). Такой вывод можно сделать по итогам первой для нашей страны профессиональной конференции «CatManMaster-2017: стратегия и практика внедрения категорийного менеджмента», которая успешно прошла  3 марта 2017 года, в Киеве.

Учредитель Конференции – B2B Медиа-группа TradeMasterGroup (www.TradeMaster.UA) – благодарит Партнеров за сотрудничество и поддержку: Партнера кофе-брейков – Груша.УА и Партнера Гостинності – «Форнетті».

По мнению участников мероприятия (более 100 представителей торговых и дистрибуционных компаний, производственных предприятий и компаний из смежных отраслей) применение принципов категорийного менеджмента позволяет розничной торговле получать гарантированный минимальный доход с квадратного метра полки, сокращать потери и риски образования неликвидных товаров, сконцентрироваться на сервисе и удобствах для покупателя. В свою очередь, компания-поставщик, которая принимает на себя ответственность за управление товарами в одной или нескольких категориях розничной сети, получает гарантированное место на ее полке, возможность планирования собственного ассортимента, более глубокого понимания потребностей и ожиданий покупателя.

Согласно представленной спикерами информации, покупательская способность населения снижается, украинцы переходят на товары более низких ценовых сегментов, уменьшая объем и размеры покупок. Вследствие этого конкуренция за «место на полке» усиливается, что не может не приводить к росту значимости категорийного менеджмента. Для его успешного внедрения ритейлеры и поставщики должны научиться относиться друг к другу не как к сопернику, а партнеру, помогающему увеличивать прибыль и доходность компании. 

Рекомендации для розничных сетей

При этом сетям рекомендуется согласовывать выкладку поставщика в метрах, а не в долях, предоставлять поставщику максимальное место на полке по его запросу, согласовывать спецификации поставщика по форматам торговой точки, согласовывать минимальную доходность промо-торцов. Эксперты рекомендовали  ритейлерам сместить фокус своего внимания на покупателя, создавая товарные категории с учетом его реальных потребностей, а не собственных представлений о них. Для изучения потребителя розница может более тщательно анализировать чеки, проводить опросы покупателя. Также сети должны более активно внедрять специальное программное обеспечение для категорийного менеджмента. 

Рекомендации для компаний-поставщиков

В свою очередь, поставщикам было рекомендовано отказаться от попыток ввода максимально полного ассортимента во все разноформатные магазины сети, предоставлять (по возможности) индивидуальную часть ассортимента конкурирующим торговым компаниям, быть готовым поддерживать внутренние стандарты доходности торговой сети и отказаться от собственных стандартов выкладки. 

Помимо докладов и их обсуждения в рамках Конференции состоялась Дискуссия ритейлеров на тему «Как получить максимум ценностей от внедрения категорийного менеджмента?» В ходе дискуссии ее участники привели ряд практических рекомендаций для коллег. В частности, речь шла о целесообразности использования для оценки эффективности работы категорийных менеджеров единственного показателя — увеличения операционной прибыли. Кроме того, были названы рациональными практики применения «сквозных KPI» для нескольких торговых подразделений, устранение «разрывов» в ассортименте между товарами одной категории, деление товара на категории по восприятию покупателя, преодоление сопротивления персонала магазина внедрению катмена. 

Завершала конференцию совместная работа поставщиков и ритейлеров, направленная на оптимизацию цепочки поставок и развитие категории. Разбившись на группы, участники мероприятия разработали практические рекомендации относительно внедрения категорийного менеджмента в бизнес-процессы компании. 

Успешный опыт первой «CatManMaster-2017» убедил организаторов в актуальности поднимаемых тем для отечественного ритейла. В связи с интересом и пожеланиями участников рынка проведение конференций по категорийному менеджменту будет обязательно продолжено в будущем.