Мир упаковки > Будущее создают новаторы

Будущее создают новаторы

Полную версию статьи читайте в журнале «Мир упаковки» 3 / 2018

Спрос на упаковку будет расти во всем мире. Изменения спроса формируют новые вызовы рынка. Ответом на эти вызовы становятся инновации. Компании-новаторы, разрабатывающие и внедряющие новые идеи, поступательно создают будущее рынка упаковки. Такие компании представили свои новые концепты на очередной международной конференции «Инновации в упаковке 2018» 

Прогнозы развития

Потребности растущего населения, достижения научно-технического прогресса и цифровых технологий будут поддерживать положительную динамику развития всех сегментов мирового рынка упаковки. По данным исследований компании Smithers Pira спрос на упаковку в мире будет неуклонно расти примерно на 3% ежегодно. Если в 2017 г. емкость мирового рынка упаковки в денежном выражении составила $851 млрд, то ожидается, что к 2022 г. этот показатель увеличится до $980 млрд. Задачи, которые должна решать упаковка, становятся стимулами для разработок новых решений. Среди таких задач: 

  • сохранность качества и безопасности пищевых продуктов в течение продленных сроков их хранения, 
  • защита брендов от подделок и борьба с контрафактной продукцией,
  • повышение маркетинговой эффективности упаковки,
  • экологическая безопасность и соответствие стратегии устойчивого развития.

Решения этих задач имеют специализированные приложения в каждом сегменте рынка упаковки. Так, в своей приветственной речи к участникам конференции «Инновации в упаковке 2018» Мехди Насиров, директор R&D IMMER Group, отметил, что лидер национального рынка гибкой упаковки IMMER Укрпластик в течение многолетней своей истории придерживается политики неукоснительного воплощения инновационных решений для повышения эффективности упаковки. Большое внимание уделяется вопросам многоуровневой защиты брендов от подделок с одновременной прослеживаемостью (Track & Trace) упакованного продукта. Продвигая на украинском рынке инициативу ООН Save Food, предприятие инициирует новые концепты «умной упаковки», которые соответствуют принципам стратегии устойчивого развития.

«Гибкий» сегмент

Гибкая упаковка удерживала позиции одного из самых быстрорастущих сегментов рынка упаковки в течение последних 10 лет благодаря своим свойствам, которые предоставляют потребителям удобство использования продукта в различных ситуациях потребления. Такое быстрое развитие сегмента будет ускоряться, как прогнозирует компания Smithers Pira. Емкость общего мирового рынка потребительской и промышленной гибкой упаковки в 2017 г. составила почти $230 млрд. Ежегодные темпы роста на 4,3% приведут к увеличению емкости рынка в 2022 г. до $283 млрд. Объем потребительской гибкой упаковки будет расти на 4,1%, увеличившись с 27,4 млн т в 2017 г. до 33,5 млн т в 2022 г. 

Положительная тенденция роста спроса на гибкую упаковку в мире будет поддерживаться по мере расширения и развития рынков развивающихся стран. Так, Азия будет самым быстрорастущим рынком потребительской гибкой упаковки в течение прогнозируемого периода со среднегодовыми темпами 6,6% в натуральном выражении. Этому региону принадлежит на сегодня 40% от всех мировых объемов потребления гибкой упаковки. Такие тенденции учитывают компании, развивающие экспортное направление. Поэтому на конференции «Инновации в упаковке 2018» большое внимание уделялось вопросам соответствия упаковки, производимой украинскими предприятиями, международным требованиям к качеству и безопасности.

Активный спрос пищевого рынка

По прогнозам, на рынок пищевых продуктов будет приходиться почти ¾ от всех объемов мирового потребления гибкой упаковки. Таким продуктам как мясо, рыба и птица принадлежит наибольший удельный вес в структуре потребления гибкой упаковки. За этими сегментами по величине объемов потребления гибкой упаковки идут рынки кондитерских изделий и хлебобулочных изделий. Близки по объемам потребления к указанным рынкам рынки напитков и фармацевтической продукции. 

С точки зрения будущего роста, в течение среднесрочного периода будет коммерциализирован ряд новых упаковочных материалов. Конвертеры, стремящиеся снизить производственные и транспортные издержки, выигрывают от увеличения применения гибкой упаковки. Этому способствуют постоянные инновации в секторе структуры материалов, барьерных свойств, дизайна и потребительских опций. Михаил Курако, директор компании «Михаил Курако», поставляющей упаковочное оборудование, в рамках конференции «Инновации в упаковке 2018» отметил, что новые разработки в секторе промышленного машиностроения направлены на совершенствование технических решений для предприятий разной величины бизнеса. Так, для крупных компаний важными являются критерии производительности оборудования и его синхронизация с производительностью всей линии. Это требование приводит к повышению уровня автоматизации производственных процессов.

На конференции «Инновации в упаковке 2018» собралось более 200 специалистов.  Среди них Coca-Cola Beverages Ukraine, PepsiCo Ukraine, Jacobs Douwe Egberts Ukraine, McDonald’s Ukraine Ltd, Bayadera Group, Carlsberg Ukraine, «Данон Днипро», «Малби Фудс», «Нестле Украина», «Лантманнен Акса», «Молочный Альянс», «Киевхлеб», «АВК Конфекшинэри», «Лакталис Украина», «Житомирский маслозавод – компания «Рудь» и многие другие. Специалисты пищевого рынка отметили, что они очень заинтересованы в инновациях, которые помогут им более эффективно продвигать свои бренды на рынке, будут способствовать общей экономической эффективности и реализации политики экологической безопасности. В рамках программы обсуждались новые перспективные разработки в секторах сырья, упаковочных материалов, печати упаковки, брендинга.

Сегмент картонной упаковки

Компания Smithers Pira прогнозирует рост спроса на картонную упаковку до 2022 г. В частности, активно будет развиваться сегмент складных картонных коробок из картона, гофро- и микрогофрокартона. Емкость этого сегмента в денежном выражении достигнет $124,1 млрд к 2022 г. при среднегодовых темпах роста 4%. Для сравнения динамики: емкость рассматриваемого рынка в 2016 г. превысила отметку $100 млрд, а в натуральном выражении – больше 40,3 млн т. Как отметил Александр Качура, заместитель генерального директора Рубежанского КТК, спрос на упаковку из гофрокартона поддерживается требованиями владельцев брендов к индивидуаизации, что расширяет диапазон дизайнерских решений брендирования упаковки. Также повышаются требования к расширению функций упаковки по сохранности продукта – например, для транспортировки и временного хранения продукции в условиях повышенной влажности упаковка должна быть изготовлена из влагостойких материалов. Особое внимание уделяется групповой упаковке для продаж нескольких единиц продукции, например напитков. Такая картонная упаковка становится оригинальным дизайнерским решением, при этом обеспечивает удобство продукта при транспортировке конечным покупателем.

В сегменте потребительской картонной упаковки основные требования со стороны заказчиков озвучил Андрей Липовой, директор по развитию Univest Packaging: «Для производителей пищевых продуктов сегодня важнейший критерий – это пищевая безопасность. Второе – это прохождение аудитов на соответствие международным и клиентским стандартам. Чтобы выполнить это требование, поставщики упаковки должны иметь все необходимые сертификаты, гарантирующие качество и безопасность. И третий момент – инновации в упаковке, направленные на повышение потребительских ценностей. Например, металлизированные и барьерные картоны, новые защитные элементы, способы автоматической идентификации и считывания информации, twinspot-технология, «умная упаковка» и другие решения, привлекающие потребителя».

Сегмент промышленной упаковки…

…не станет исключением в общей картине прогнозируемого роста упаковки в мире. К 2020 г. он должен расти в среднем на 3,4% в год и к концу периода достичь емкости $61 млрд. Прирост численности населения, быстрые темпы урбанизации, глобализация, активное развитие электронной коммерции – это ключевые факторы, которые формируют требования к надежности транспортного пакета при перевозках на большие расстояния. При этом требуется, чтобы такая транспортировка была безопасной и обходилась дешевле. Поэтому появляется потребность в оптимальном транспортном решении с учетом всех требований к безопасности и стоимости логистических услуг. В связи с этим, стабильность транспортной нагрузки стала глобальной задачей. На конференции «Инновации в упаковке 2018» Мариан Гмента, руководитель по развитию рынков, и Луис Заламеа, научный сотрудник подразделения Упаковка и Специальные Пластики компании Dow, представили концепт Move it Safely – безопасность перевозки грузов: упаковочные решения для надежной и безо­пасной транспортировки товаров. Цель внедрения этой концепции – предоставление надежных и эффективных упаковочных решений, благодаря которым товары в полной сохранности транспортируются по всей цепочке поставок до конечного потребителя за счет повышения стабильности грузов на поддонах.

Будущее, которое мы создаем

Новаторство со стороны ведущих компаний в секторе упаковочных решений, включая всю цепь упаковки – от сырья до конечного потребления, преследует целью полной реализации глобальных программ устойчивого развития на пути к построению экономики замкнутого цикла. Карин Катцер, менеджер по маркетингу потребительских рынков в регионе EMEA подразделения Упаковка и Специальные Пластики компании Dow, рассказала о внедрении принципов циркулярной экономики в упаковочной промышленности. Сегодня движение в направлении циркулярной экономики носит глобальный характер, поддерживается ООН, международными общественными организация, правительствами и представителями бизнес-структур. Мир обоснованно поступательно отказывается от линейной модели типа «бери-делай-выбрасывай» и переходит к модели циркулярной экономики, которая объединяет цели:

  • повышение эффективности использования природных ресурсов,
  • сохранение ценности ресурсов за счет возвращения их в цикл производства продукции,
  • сокращение выбросов СО2,
  • создание рабочих мест.

Достичь этих целей можно только объединенными усилиями всех участников цепи упаковки: производителей сырья и компонентов, конвертеров, поставщиков технологий и оборудования, владельцев брендов, логистических компаний, ритейлеров и конечных потребителей.