Статті журналу


Устойчивое развитие: сектор упаковки



Концепция устойчивого развития поставила социальную, экономическую и культурную сферу деятельности людей перед новыми экологическими требованиями. В данном контексте мультинациональные компании разрабатывают и внедряют собственные программы развития, которые соответствуют современным веяниям.



Наше общее будущее
Глобальные компании всегда вносили особый вклад в развитие упаковочного бизнеса, они являются законодателями мод в мире упаковки. Поэтому их опыт очень важен для дальнейшего формирования рынка упаковки, а их видение поможет понять, куда идти и к чему стремиться ее производителям. Технологии упаковывания по-особому стали рассматриваться в свете современной концепции устойчивого развития.
Идея формирования гармоничного общества долго зрела в сознании людей. Прогрессирующий рост производства и потребления, который в 1970-80-х достиг беспрецедентных масштабов, не мог не вызвать беспокойство среди сознательного населения планеты. Именно в этот период появилась концепция устойчивого развития (sustainable development), впервые озвученная в 1987 г. в докладе ООН «Наше общее будущее».
Тогда «устойчивое развитие» было определено как «удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». С тех пор концепция не только не утратила своей актуальности, но и приобрела глобальный характер. Ее главные принципы:
• принцип ответственности перед будущим;
• обеспечение сбалансированности экономики и экологии;
• право каждого на здоровую жизнь в гармонии с природой;
• искоренение бедности и предотвращение различий в уровне жизни людей;
• экологизация сознания и мировоззрения.

Снизить, уменьшить, исключить!
Для многих мультинациональных компаний принципы устойчивого развития стали неотъемлемой частью корпоративных ценностей. Например, для компании Carlsberg обеспечение устойчивого развития стало одним из факторов конкурентоспособности. Как сообщила Эльвира Бурдиян, руководитель отдела по закупке упаковочных материалов Carlsberg Ukraine, в контексте данного вопроса внимание сфокусировано на снижении рисков и минимизации последствий дефицита природных ресурсов, перебоев в цепочке поставок.
Конечно, устойчивое развитие затрагивает и тему упаковывания товаров. «Правильная» упаковка может значительно минимизировать влияние на окружающую среду. В настоящее время вопрос состоит в том, чтобы свести к минимуму количество материала, используемого при изготовлении упаковки. А за счет точного расчета оптимальной загрузки поддонов можно использовать площади более эффективно на протяжении всей логистической цепочки. Таким образом, оптимальная конструкция упаковки «убивает трех зайцев» – позволяет снизить потребление сырья, уменьшить количество транспортных средств на дорогах и исключить повреждение продукта.
В перспективе – главная цель будет заключаться в создании экологически эффективной упаковки, в процессе производства которой применяются возобновляемые материалы, а объем отходов сведен к нулю.

Созидательные тренды современности
В настоящее время на многих предприятиях внедряются системы, которые позволяют более эффективно использовать ресурсы. Например, уменьшение толщины упаковочной пленки, сокращение количества отходов, оптимизация процессов логистики. Особое внимание уделяется и снижению потребления энергии и воды на перерабатывающих предприятиях. В настоящее время разрабатываются новые упаковочные технологии, увеличивающие срок хранения свежей продукции, призванные сократить количество пищевых отходов на всей цепочке потребления.
В транспортной упаковке тоже наблюдается тенденция к минимизации расходов сырья: использование упрощенных спецификаций упаковки, упаковочной пленки для фиксации продукции на поддоне с максимальным содержанием вторичного сырья, деревянных или многоразовых пластиковых поддонов и пр.
В настоящее время очень перспективным направлением является производство упаковки из возобновляемых источников. Компания PepsiCo Украина первой в стране приняла FSC-стандарт и решила, что розлив соков «Сандора» и соков прямого отжима «Садочок» будет произведен только в FSC-сертифицированную упаковку (см. «Требования FSC-стандарта»). Как заявил Сергей Макаренко, директор по связям с органами власти и общественностью компании PepsiCo в Украине, «мы высоко ценим миссию FSC по рациональному использованию лесного богатства Земли, которая созвучна одному из ключевых приоритетов устойчивого развития PepsiCo – экологическому благополучию нашей планеты».
Продолжаются разработки в сфере полностью перерабатываемой и биоразлагаемой упаковки, цель которой – минимизировать влияние на природную среду. В секторе металлической упаковки сложно придумать какую-либо альтернативу алюминию. Несмотря на то, что промышленная добыча бокситов отрицательно влияет на природную среду и, в частности, на землепользование, отказаться от этого материала на данном этапе невозможно. Поэтому утончение фольги и оптимизация ее производства, а также использование металлизированных пленок может снизить негативное влияние.
Еще одним направлением являются сбор и вторичная переработка картона, алюминиевой фольги и полимерных материалов. В Европе вторичная переработка потребительской тары из металлов составляет 73%. В общей сложности в 2011 г. в Европе было обратно переработано около 2,9 млн т отходов металлической упаковки в упаковочные материалы или другие полезные продукты, такие как строительные материалы, запчасти для автомобилей и даже велосипеды. А к 2020 г., по прогнозам Европейской ассоциации металлической упаковки, будет перерабатываться 80% упаковки из металла.
Социально ответственные компании, которые реализуют принципы устойчивого развития, предпочитают работать с поставщиками оборудования, в основе которого лежат энергоэффективные технологии. Для сокращения расходов на электроэнергию многие компании используют альтернативные источники энергии, в частности ветряные электрогенераторы.

Цели и программы
Переработка и упаковка продуктов питания являются элементом комплексного решения такой актуальной глобальной проблемы, как снабжение продовольствием растущего населения. В рамках концепции устойчивого развития разрабатываются и внедряются специальные программы. Важной целью мультинациональных компаний является минимизация потребления природных ресурсов. Это достигается благодаря повторному использованию в производстве многих видов упаковки, безотходному производству. В компании Carlsberg результаты деятельности в данном направлении подтверждаются многими реализованными рабочими проектами, например:
• использование оборотной стеклянной тары путем привлечения тарных операторов, что снижает потребность в закупке новой тары у стеклозаводов и способствует положительному эффекту на выбросы CO2, а также сохранению природных ресурсов, необходимых при производстве стеклянной тары;
• сотрудничество с ведущими производителями гофроупаковки, которые используют полный цикл переработки макулатуры в упаковку. Продукция, применяемая в качестве транспортной тары, производится с содержанием макулатуры, что полностью отвечает стратегии сохранения окружающей среды и использования 100% перерабатываемых материалов.
Среди долгосрочных планов компании – более эффективно развивать направления программ по минимизации использования природных ресурсов и проектов по дальнейшему развитию в интересах окружающей среды. В рамках этой цели – не только выпуск готового продукта на рынок, но и создание программ ответственного отношения к замкнутому циклу повторного использования большинства видов упаковки. Такими программами являются:
• сбор стеклянной бутылки;
• сбор и реализация организациями по работе с отходами таких видов невостребованной к повторному использованию упаковки, как этикетка и пленка;
• ремонт деревянных поддонов с целью повторного использования.
Те же принципы реализует и компания «Оболонь», крупнейший в Украине производитель напитков. Важными критериями при выборе упаковки являются ее экологичность и возможность последующей утилизации. Людмила Стеценко, менеджер по корпоративной и социальной ответственности, поделилась, что в компании «Оболонь» реализуется долгосрочная программа по переработке отходов, которая включает переработку на собственных производствах использованной ПЭТ-тары и органических отходов. В частности, компания самостоятельно осуществляет сбор и переработку собственной ПЭТ-тары в бандажную ленту, пластиковую мебель и ящики. 
На данное время «Оболонь» перерабатывает и повторно использует более 96% отходов производства. В 2012 г. показатель переработанной компанией тары составил 0,8% от общего потребления продуктов из полипропилена и 8% от общего количества пластика в стране. По сравнению с 2009-м, в 2012 г. удельный вес образовавшихся отходов сократился почти в два раза. При этом сократились и выбросы в атмосферу, в 2012 г. составив порядка 484 млн т.

Общий лейтмотив
Итак, в рамках стратегии устойчивого развития мультинациональные компании реализуют несколько ключевых принципов упаковывания товаров: использование вторичного сырья (металлолома, макулатуры, стеклотары), минимизацию количества отходов, внедрение малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий.
Естественно, что у каждой мультинациональной компании – свои подходы к решению вопросов и личное видение перспектив. Но есть общий лейтмотив, который их объединяет: это стремление минимизировать влияние на экосистему, сохранить природу для наших детей, внуков и всех последующих поколений. Представляется, что это достойная цель и для упаковочных компаний, ведь ее реализация требует от них особого понимания важности проблемы. Опыт мультинациональных компаний, их новые требования к упаковке – это стимул, который поможет понять и осознать, к чему нужно стремиться остальным.

Требования FSC-стандарта
По инициативе Лесного попечительского совета, независимой неправительственной, некоммерческой международной организации, призванной содействовать ответственному ведению лесного хозяйства в мировом масштабе, был веден FSC-стандарт. Знак FSC гарантирует, что сырье было получено из лесов, где ведется социально и экологически ответственное лесное хозяйство. После проведения рубки, леса будут успешно возобновлены, а наиболее ценные будут сохранены в интересах нынешнего и будущих поколений.

Олеся Спесивцева