Мир упаковки > Ярослав Желинек, менеджер по маркетингу в регионе Европа, Ближний Восток и Африка, подразделения Пищевая и Специальная Упаковка компании Dow

Ярослав Желинек, менеджер по маркетингу в регионе Европа, Ближний Восток и Африка, подразделения Пищевая и Специальная Упаковка компании Dow

 

Мировой рынок упаковки для пищевых продуктов продолжит уверенный рост до 2025 г. Изменения образа жизни и привычек питания конечных потребителей будет формировать спрос на упаковку. Один из основных трендов рынка упаковки – сохранение свежести пищевого продукта. Этот тренд создает условия для разработок новых структур гибких упаковочных материалов

Динамика и прогноз

Рост городского населения аналитики называют главным фактором увеличения спроса на упаковку для пищевых продуктов. По данным исследований Grand View Research (США) в 2017 г. емкость мирового рынка упаковки для пищевых продуктов составила $277,9 млрд. Прогнозируется, что к 2025 г. емкость рынка должна достигнуть $411,3 млрд. при совокупных годовых темпах роста 5,1%. 

Самым быстрорастущим сегментом рынка упаковки для пищевых продуктов на рассматриваемый период останется пластиковая упаковка. Этот сегмент будет расти со среднегодовыми темпами примерно 6,2%. Высокие темпы роста будут обеспечивать преимущества свойств пластика, которые способны улучшать характеристики упаковочного материала. 

Сегмент гибкой упаковки по прогнозам должен обеспечить высокие объемы продаж, так как данный сегмент отличается экономичностью решений, технологичностью упаковки в производственных процессах и постоянными инновациями, которые внедряют крупные производители упаковки. Ожидается, что в период 2018-2025 гг. сегмент гибкой упаковки для пищевых продуктов будет расти со среднегодовыми темпами 5,9%. 

К концу периода рынок упаковки для пищевых продуктов Азиатско-Тихоокеанского региона должен достичь емкости $166,7 млрд. Стремительное увеличение потребления упаковки в этом регионе связано с ростом населения, высокими темпами урбанизации и ростом дохода потребителей.

Среди всех сегментов рынка потребления упаковки для пищевых продуктов самым крупным станет сегмент хлебобулочных и кондитерских изделий. В 2017 г. емкость этого сегмента в финансовом выражении составляла $74,8 млрд. Росту сегмента в будущем помимо спроса на кондитерские изделия будет способствовать увеличение потребления замороженных готовых хлебобулочных изделий. Также в последнее время вырос спрос на упаковку для свежей плодоовощной продукции. 

В целом, росту упаковочной промышленности будет способствовать увеличивающийся спрос на упакованные продукты питания, обусловленный ускорением темпов жизни и изменениями привычек питания. Поэтому рынок конечного потребления формирует ключевые требования к потребительской упаковке: увеличенные и стабильные сроки годности, достаточные барьерные свойства упаковочных материалов, высокий уровень пищевой безопасности.

Тенденции 

«Пищевая упаковка должна быть адаптирована под специфику продукта. Поэтому для каждого сегмента рынка пищевых продуктов существуют свои упаковочные решения. Этот фактор формирует свои тенденции для каждого сегмента, – объясняет Ярослав Желинек, менеджер по маркетингу в регионе Европа, Ближний Восток и Африка, подразделения Пищевая и Специальная Упаковка компании Dow. – Конечно, есть и глобальные тенденции, которые в равной мере оказывают влияние на весь рынок в целом. Например, уже много лет на первом месте тенденция сохранности качества и безопасности продукта, то есть его свежести. Решения таких задач сталкиваются с вопросами рисков, к которым может привести экономия на упаковке».

Помимо задач пищевой безопасности, список общих тенденций рынка упаковки для пищевых продуктов продолжают:

• увеличение разнообразия упаковки по порциям продукта,

• оптимизация сроков годности пищевых продуктов, за счет достижения компромисса между необходимым сроком годности и возможностью повторной переработки. (более долгий срок годности зачастую достигается за счет создания многослойной упаковки)

• смещение в сторону решений, обеспечивающих экологическую безопасность (повторная переработка отходов упаковки, применение биополимеров и полимеров с биоразлагаемыми добавками),

• выведение инноваций в области потребительских удобств, экономичности, легкости и высокопроизводительности упаковочных материалов,

• удобство упаковки для работы розничных сетей,

• соответствие упаковки нормативным требованиям по защите прав потребителей,

• высокие маркетинговые функции упаковки и защита брендов от подделок.

Новые решения в перспективных направлениях

«Сегодня не только в Европе, но и глобально поднимаются проблемы вторичной переработки отходов упаковки, – комментирует тенденции Ярослав Желинек. – Это направление перспективно для разработок новых структур материалов, облегчающих рециклинг. Так в современных материалах используются комбинации разных полимеров. Тенденция новых разработок – это максимально возможные моно-материалы. И команда Dow как раз занимается такими новыми материалами. В отношении вторичной переработки рынки СНГ ждут законодательного толчка». Фактор ужесточения законодательных норм будет важным стимулом инновационных упаковочных решений и на мировом рынке пищевых продуктов. Материалы, которые будут использоваться для производства подлежащей вторичной переработке упаковки, уже одобрены для пищевых применений. В настоящее время в Европейской комиссии обсуждается система стимулирования использования подлежащих вторичной переработке структур через механизм Расширенной Ответственности Производителей, а также система выплат за использование однокомпонентных структур на рынке. 

«Благодаря слиянию компании Dow с компанией DuPont, мы получили портфолио продуктов, с которым нам гораздо легче достичь поставленных целей по внедрению моно-материалов, – рассказывает Ярослав Желинек. – Например, в области упаковывания мяса сегодня мы можем работать уже на 80% с измененными структурами и увеличивать этот процент новыми разработками. Тоже в секторе сварочных материалов для различных опций упаковки, например, с эффектом easy peel. Главная задача сварного материала для легкого открывания – это достаточная надежность для герметичности упаковки и достаточная легкость ее открывания без чрезмерных усилий. Компании Dow и DuPont имели свои сильные решения, которые после слияния охватили практически все возможные на сегодня опции материалов для сваривания. 

Благодаря слиянию компании Dow с компанией DuPont, мы получили портфолио продуктов, с которым нам гораздо легче достичь поставленных целей по внедрению моно-материалов

Еще один сектор – это инновационные клеевые системы. Работа в этом направлении заключается не в замене одного слоя на другой, а в изменении всей структуры материала. И здесь, благодаря объединенному портфелю адгезивов Dow и DuPont, мы действительно можем работать над каждой частью такой структуры без ограничений. Например, при работе с пакетами 100% ПЭ, содержащими в своей структуре слои ПЭТ/ПЭ, в которых одной из функций ПЭТ-слоя является устойчивость пакета, данную функциональность мы можем достичь за счет использования адгезива ADCOTE™. Также в дальнейшем продолжатся работы в ключе тренда снижения толщин упаковочных материалов. В этом направлении уже сегодня наша компания добилась ощутимых результатов.

Для владельцев брендов сегодня важна возможность дифференцировать торговую марку. Например, наш PoucHug™ не только визуально отличает упакованный продукт на полке, но и предоставляет расширенный сенсорный опыт покупателю – ощущение мягкости, теплоты, приглушенный звук. Хочу подчеркнуть, что адресация рынку мировых трендов средствами упаковки – сложная задача. Поэтому философия концепта Pack Studios направлена на создание ценностей по всей цепи и высокий уровень сотрудничества, так как сегодня каждый должен работать с каждым».