Мир упаковки > Елена Жембровская, начальник отдела маркетинга IMMER Group

Елена Жембровская, начальник отдела маркетинга IMMER Group

 

В связи с изменениями законодательства EC в области регулирования производства полимерных материалов и упаковки, значительно меняется конъюнктура рынка упаковки не только в Европе. Елена Жембровская, начальник отдела маркетинга IMMER Group – одного из крупнейших украинских производителей гибкой упаковки в Европе – прокомментировала потенциальное влияние этих изменений на рынок Украины

Какие изменения – положительные и отрицательные – вы наблюдаете на рынке ЕС в связи с последними изменениями в законодательстве?

Елена Жембровская: Важно отметить, что разговоры об изменении подходов к использованию пластика, применении принципов циркулярной экономики и решении экологических проблем велись давно. Поэтому принятые в прошлом году решения вполне ожидаемы. Напомню, что, согласно принятым законодательным инициативам, на территории стран ЕС до 2030 г. должны использоваться только экологически дружественные материалы. Такими можно считать материалы, поддающиеся переработке, изготовленные из вторсырья, биоразлагаемые или компостируемы. В свою очередь, не менее масштабные цели поставили перед собой крупнейшие ритейлеры и глобальные производители сегмента FMCG. Первые намерены к 2022 г. полностью «переодеть» продукцию своих Private Labels, вторые до 2025 г. планируют изменить всю свою упаковку.

По опыту общения с нашими европейскими клиентами видим, что даже крупные компании пока воздерживаются от конкретных шагов для изменения своей упаковки. При этом они начали гораздо внимательнее прислушиваться к нашим предложениям и охотнее обсуждают новые решения. Транснациональные компании сейчас пребывают на стадии обсуждения идей, смотрят, что могут предложить поставщики упаковки в качестве альтернативных структур для их продукции. В идеале любой производитель хочет сохранить прежние сроки годности продукции, красоту упаковки и минимизировать затраты. Но процесс перехода достаточно сложный и долгий, ведь изменение структуры влечет за собой дополнительное тестирование по самым разным направлениям. В частности, изучаются барьерные свойства упаковки, совместимость новой упаковки с имеющимся фасовочным оборудованием, сроки годности (shelf life). На это иной раз уходят месяцы, а то и годы. Например, транснациональные компании нередко тестируют поведение упакованного продукта в реальных сроках и условиях хранения – то есть если у кофе срок годности 3 года, тестирование упаковки также займет 3 года.

Как это отражается на производителях упаковки и ее потребителях – сектор FMCG?

Е.Ж.: Если говорить об IMMER Group – мы к этим изменениям были готовы и работали на опережение. Еще год назад начали подбирать и тестировать альтернативы для сложных многослойных структур, с нуля создали направление по производству биоразлагаемых и компостируемых материалов. Для нас важнейшим фактором успеха является качественное сырье, так что многолетнее сотрудничество с глобальными поставщиками помогает нам пробовать новое и находить интересные решения.

Перед производителями сегмента FMCG стоит необходимость уже сейчас принять решение по каждой продуктовой категории, определить требования к новой упаковке и понять, как они будут доносить эти изменения до своих конечных потребителей. Потребитель зачастую не в состоянии определить, насколько экологически дружественной является упаковка и что с ней потом делать. Тем более что сегодня мы все чаще сталкиваемся с подменой понятий и довольно опасными манипуляциями. Нередко красивая «маркетинговая» фраза «100% биоразлагаемый» используется для маскировки оксоразлагаемых материалов. Потребитель со спокойной душой оставляет такую упаковку в почве, ожидая, что она деградирует на биологически активные вещества. На самом же деле она просто распадается на мелкие кусочки, которые практически невозможно собрать и отправить на переработку. 

Следует ли ожидать значительное влияние этого процесса на рынки других стран, в частности Украины? Если да, то какое?

Е.Ж.: Изменения уже не заставляют себя ждать! Во-первых, немало украинских производителей экспортируют свою продукцию в страны Европы, так что им уже сейчас надо менять упаковку, чтобы в один прекрасный момент их не выкинули с полки. Во-вторых, курс Украины на Европу означает поддержку европейских инициатив на нашей территории. Причем мы видим, что это поддержка не на словах, а на деле. Уже принят закон «Про інформацію для споживачів щодо харчових продуктів», недавно зарегистрирован в Верховной Раде законопроект «Про зменшення кількості окремих видів відходів з поліетилену в цивільному обігу». Так что изменения неизбежны – вопрос лишь в том, насколько подготовленными к ним подойдут производители, поставщики и потребители.

Какова перспектива гармонизации законодательства EC и Украины в этом вопросе?  «Проект Закону про систему збирання та утилізації використаної тари» так и остается проектом…

Е.Ж.: Оба законопроекта – о сокращении использования полиэтилена и о сборе и утилизации тары – как раз и нацелены на гармонизацию украинского законодательства с европейским. Это открыто и четко прописано в задачах этих законов.

Стратегия IMMER Group, как международного игрока, в связи новым законодательством ЕС и неопределенностью законодательства Украины, цели и перспективы…

Е.Ж.: Уже на протяжение нескольких лет стратегия IMMER Group в области исследований и разработок направлена на удовлетворение требований циркулярной экономики, снижение воздействия на окружающую среду, сокращение потерь продуктов питания и защиту упакованных продуктов от подделки. Мы продолжим развивать производство биоразлагаемых материалов, совершенствовать инструменты для защиты бренда, работать над улучшением таких важных характеристик нашей упаковки, как прочность и долговечность, вес и размер, пригодность к повторному использованию и эффективной переработке.

Решения, которые разработаны и планируются для внедрения IMMER Group, что соответсвует новой стратегии EC и международных компаний… 

Е.Ж.: Мы сейчас большое внимание уделяем разработке структур, которые смогут заменить многослойные материалы с фольгой. Это сложный материал, где фольга во многом обеспечивает барьерность и сохранность продукта внутри упаковки. Такие материалы используются зачастую для производства упаковки кофе, кетчупов, всевозможных соусов. Уже сегодня IMMER Group готова предлагать несколько альтернатив – высокобарьерный полиэтилен, покрытия SiOx или AlOx, барьерные клея. В более простых структурах мы предлагаем переходить на пленки из одной группы полимеров – например, структуры PET/PE заменять на BOPP/PE или BОРР/РЕ High barrier. Но еще раз подчеркну –  любая замена структуры требует времени и подбирается под каждый отдельный продукт с учетом требований хранения и транспортировки продукта, барьерности, оборудования для упаковки, пожеланий маркетинга по внешнему виду упаковки и т.п. Поэтому призываем всех производителей уже сейчас начать думать, подбирать и тестировать альтернативные варианты упаковки, если используемые структуры не соответствуют новым нормам.