Статті журналу


Долгосрочное развитие – взаимные усилия: требования транснациональных компаний к поставщикам упаковки



Правильное понимание требований крупных заказчиков пищевого рынка и стремление поставщиков упаковки совершенствоваться в ключе этих требований – основа длительных двусторонних отношений. Опытом работы с поставщиками упаковки поделились специалисты компании «Данон» в Украине


На фото: Ирина Сергеева, Антон Шрамко, Сергей Левченко

 

Какие товарные категории сегодня включает ассортиментный портфель компании «Данон» в Украине, на какие категории приходятся наибольшие объемы производства?

Ирина Сергеева, менеджер по поставкам продукции и планированию упаковки: Сегодня наша компания на украинский рынок поставляет продукты по таким категориям: молоко, творог, кефир, ряженка, сметана, йогурты, детское питание, масло. В структуре производства наибольшие объемы приходятся на молоко, йогурты и кефир. Соответственно, на указанные категории приходится и наибольшее потребление первичной упаковки.

Какие требования предъявляет компания к технологическому процессу расфасовывания продукции?

Сергей Левченко, менеджер отдела исследований и разработки продуктов: В первую очередь, этот процесс должен отвечать требованиям по качеству группы Danonе, которые предъявляются как к оборудованию, так и к упаковке. Эти требования пошагово прописаны в соответствующих документах с учетом специфики расфасовываемого продукта. Например, точность дозирования определяется техническими условиями с учетом таких особенностей продукта как его консистенция, степень вязкости и другие параметры. Эти требования базируются на действующих международных стандартах качества и пищевой безопасности и дополнительно содержат положения внутренних стандартов нашей компании.

Антон Шрамко, менеджер по закупкам сырья и упаковочных материалов: Хочу добавить, что эти требования стандартизированы и являются едиными для всех региональных рынков, где работает группа Danonе. В некоторых пунктах наш реестр требований по качеству и безопасности производственных процессов более высок, чем украинские государственные стандарты, в частности – в категории детского питания.

Помимо общих требований пищевой безопасности, отметьте некоторые риски упаковочных материалов, на исключении которых делается особый акцент?

С.Л.: Первичная упаковка, как упаковка, которая непосредственно контактирует с пищевым продуктом, обязательно проходит лабораторный контроль, цель которого – исключить риски миграции компонентов упаковки в продукт. Такой тест мы обязательно требуем от поставщика и результаты его еще раз проверяем в европейских лабораториях. В целом же, к каждому упаковочному материалу у нас есть разработанные спецификации, на основании которых и выбирается поставщик упаковки определенного вида и типа. Общими для этих спецификаций являются обязательные пункты требований к микробиологическим показателям, химической нейтральности к продукту, физико-механическим показателям.

Какие категории упаковки и упаковочных материалов входят в структуру закупок вашей компании?

А.Ш.: Поскольку в нашем портфеле более 150 SKU, то и номенклатура упаковочных материалов тоже обширная. В структуре упаковочного направления выделяется трибольших группы: пластиковая упаковка, гибкая упаковка и бумажная упаковка. В рамках каждой из этих групп есть подгруппы: пластиковая упаковка – преформы, крышки, стаканы, полистирольные ленты и другое; гибкая упаковка включает средства обандероливания, покровные материалы, этикетки и прочее; бумажная упаковка – это гофропродукция, ярлыки.

Отметьте основные критерии выбора поставщика упаковки.

А.Ш.: Еще раз подчеркну, что первое, чем мы руководствуемся при работе с поставщиками – это качество производства и производимой продукции. Мы проводим аудиты и оцениваем уровень производства поставщика с целью понять, сможет ли он стать поставщиком «Данон». Далее в ранге требований – коммерческие вопросы: поставки, объемы, финансовые условия. При этом, сегодня факторы цены и условий оплат являются очень значимыми, учитывая сложную рыночную ситуацию в стране. Все эти составляющие постоянно анализируются, сравниваются возможности поставщиков, так как и наша компания, и наши поставщики находятся в поиске экономически выгодных решений. К слову, примерно в 40% случаев поставщики выходят к нам со своими коммерческими предложениями, в 60% случаев – наша компания ищет поставщиков, способных решить наши задачи.

Какова доля импорта в структуре закупок упаковки и упаковочных материалов?

А.Ш.: Сегодня соотношение закупок упаковки и упаковочных материалов на внутреннем рынке и доли импорта порядка 70% к 30% соответственно. Объемы импорта мы стараемся ежегодно сокращать в соответствии со стратегическими целями компании по локализации производства.

Например, в планах на текущий год сокращение доли им-порта еще на 10%. В структуре импорта основные объемы приходятся на материалы для обандероливания упаковки и покровной материал. На текущий момент существуют сложности с замещением вышеуказанной номенклатуры продукцией украинских поставщиков по причине технической невозможности производственных линий наших контрагентов выпускать материалы необходимых нам размеров. Однако мы не опускаем руки и ищем альтернативные варианты, в частности, с одним из украинских производителей.

С.Л.: Дополню, что на сегодня тот поставщик, с которым мы работаем по данному проекту, готов совершенствовать свое производство в ключе наших требований и предпринимает все необходимые шаги, следуя рекомендациям наших специалистов.

Значит, одно из направлений политики вашей компании – это поддержка украинских производителей и их стремления стать поставщиками компании?

А.Ш.: Совершенно верно. Компания готова развивать своих поставщиков. После проведения внутренних аудитов поставщику предоставляется список рекомендаций и требований, что необходимо улучшить, чтобы соответствовать нашим стандартам.

С.Л.: В структуре нашей компании есть менеджер по развитию поставщиков, который оказывает им необходимую поддержку и курирует их шаги по улучшению. Ведь мы заинтересованы в развитии отечественных компаний, с которыми можно заключить долгосрочные контракты, тем самым усилив локализацию производства компании.

По большому счету, украинские упаковочные компании сегодня с позиций технического оснащения способны обеспечить нам все необходимые поставки по категориям. Остаются только вопросы технологического совершенствования.

Существуют ли на сегодня проблемы в понимании обосно ванности ваших требований?

С.Л.: Отмечу, что одна из ошибок, которая еще встречается со стороны поставщика – это убеждение в том, что если он приобрел дорогое высокотехнологическое оборудование, то это уже достаточное условие для работы с ним. Однако оборудование – это только инструмент. Необходимо еще и развивать систему сервиса, улучшать общую культуру производства, совершенствовать квалификацию специалистов, внедрять системы контроля. Все это условия для стабильного качества продукции. Поэтому и сохраняются некоторые проблемы, связанные с необходимостью убедить поставщика внедрять комплексные программы модернизации, а не ограничиваться только приобретением нового оборудования.

В каких направлениях ваша компания развивает инновации в упаковке?

С.Л.: Развивая это направление, в первую очередь, мы ориентируемся на тренды европейского рынка, которые анализирует группа Danonе. Например, глобальная тенденция рынка упаковки – это повышение экологичности, что на практике проявляется как рост применения упаковки из возобновляемых источников сырья, использование биоразлагаемых полимеров и тому подобное. То, что мы делаем локально под действием указанного тренда – это снижение толщин упаковочных материалов и веса упаковки, чтобы уменьшить количество отходов, снизив тем самым нагрузку на окружающую среду. Такие шаги имеют и положительную экономическую составляющую. Последующие качественные изменения, которые предпримет наша компания, во многом будут зависеть от тенденций мирового рынка в целом и от возможностей украинского рынка в частности.

А.Ш.: Я бы разделил нашу инновационную активность на два ключевых направления: запуски новых продуктов в портфеле или реновации текущих, и проекты по экономии в разрезе упаковочных решений. Вот как раз в последнем случае есть ряд проектов, над которыми сегодня работаем с позиции их совершенствования в экономическом и маркетинговом планах. Здесь речь идет о замене одного материала другим, об уменьшении веса пластиковой упаковки, частичном использовании вторсырья в структуре вторичной упаковки, работе с многократно оборачиваемой тарой и многое другое.

С.Л.: Для профессионального обмена мнениями о целесообразности инновационных решений мы со своими коллегами и партнерами в СНГ, которые находятся в одном кластере группы Danonе, проводим «Инновационные дни», тематика которых включает и упаковку. На таких мероприятиях поставщики могут в свободном формате общения предложить свои инновации, которые они видят полезными для развития наших брендов.

Какие пожелания в адрес своих потенциальных поставщиков вы бы хотели озвучить, чтобы способствовать долгосрочному развитию отношений?

С.Л.: Хотелось бы, чтобы компании проявляли больше коммуникационной гибкости и увеличили скорость принятия решений по запросам или проблемным и организационным моментам, то есть наладили оперативную обратную связь. Четкая, простая и быстрая коммуникация – это важное условие современного рыночного развития, где время и деньги находятся в прямой корреляции.

А.Ш.: Поставщикам, которые хотят стать нашими партнерами, было бы полезно посмотреть на свои предприятия со стороны. Я имею в виду оценку общей санитарии и гигиены производств, условий труда, рачительного отношения к материальным ценностям и окружающей среде – словом, всех тех составляющих, из которых складывается представление о культуре производства и хозяйствования. Тем более что на украинском рынке есть компании высокой культуры, с которых можно брать пример и у которых можно учиться.

Также некоторым компаниям необходимо более четко определить стратегические направления своего развития, научиться видеть перспективу и планировать свое развитие, а не замыкаться на проблемах и задачах одного дня. Мы, со своей стороны, всегда готовы рассказать, объяснить, поддержать те компании, которые серьезно нацелены на долгосрочное развитие.

Беседу вели Ольга Бут и Вадим Герасимчук